Костеневичи

Здесь находится памятник архитектуры позднего барокко – костел Непорочного Зачатия Наисвятнйшей Девы Марии. У каменной святыни был предшественник – костел, поставленный тут иезуитами, основавшими в Костеневичах свою миссию в 1669 году. И лишь столетие спустя, в 1763 году, они выстроили взамен деревянного кирпичный костел, который стоит посреди луга в обрамлении ограды с Брамой, возведенных в конце XIX века в традиционной для того времени технике кладки, сочетающие булыжники с кирпичом.

В сравнении с позднее оброчными постройками в городах и бойких местечках сельский костел в Костеневичах прост и даже аскетичен. Он привлекает той мягкой, неброский красотой и живописью, которая свойственна небольшим деревенским храмам, прочно сросшимся с улицами, пригорками, купами старых деревьев. В их камерном облике присутствует какая-то особая поэзия безыскусности и простодушия…
 
В окрестностях Костеневичей, в фольварке Марьяполь, в 1816 году родился поэт революционно-демократического направления, философ, революционный деятель Эдвард Витольд Желигорский, писавший под псевдонимом Антон Сова. Наибольшую известность ему принесла драма «Иордан», вышедшая в 1846 году. Находятся в ссылке в Оренбурге за «неблагонадежный образ мыслей», Желтговский оттуда переписывался с Тарасом Шевченко, которому посвятил стихотворение «К родному поэту». Их связывала теплая дружба, основанная на единстве идейных взглядов. Из драмы Желиговского «Зорский» Шевченко использовал в своем произведении «Подражание Эдварду Сове» белорусскую народную песню «Пасаджу каля хаціны»