Хозяйки выпекали изделия из теста, которым придавали форму птичек. Выпечку давали детям, которые перед тем как съесть, подбрасывали ее высоко вверх или же привязывали к шестам, таким образом, зазывая перелетных птиц поскорее вернуться домой и принести с собой весну.

Наши предки верили, что именно на 40 святых из теплых краев возвращаются птицы, при чем, птицы сорока разных видов.

В старину этот праздник считался началом весны, зима окончательно уходит и наступает настоящая весна.

«Сороками» же данный праздник был назван по той причине, что проходит православный день памяти сорока Севастийских мучеников. Они страдали за свою христианскую веру. Эти мужественные люди вытерпели страшные испытания. Сила их была так велика, что лица всех 40 воинов озарил необыкновенный свет, души их вознеслись и остались жить в 40 птицах.

Исторически принято чтить память 40 Севастийских мучеников – 40 воинов римского XII легиона, погибших возле города Севастия (ныне турецкий город Сивас) из-за отказа отречься от христианской веры.

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

Одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай  приказал отвести воинов в темницу.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Лисий велел побить мучеников камнями, но камни летели мимо цели. 

На следующий день суд и допрос повторились, войны же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. В это время сторожившие мучеников спали, не спал только один темничный сторож Аглай. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не сорок, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Утром пришли мучители и увидев, что воины живы и не пострадали от холода, приписали все это волшебству. Они удивились, что среди них оказался темничный страж, и впали в ярость. Воинов приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию – перебить им голени молотами.

Тела мучеников повезли на сожжение, а обуглившиеся кости бросили в воду. Через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками собрал останки славных мучеников и похоронил их.