Хозяйки выпекали изделия из теста, которым придавали форму птичек. Выпечку давали детям, которые перед тем как съесть, подбрасывали ее высоко вверх или же привязывали к шестам, таким образом, зазывая перелетных птиц поскорее вернуться домой и принести с собой весну.

Наши предки верили, что именно на 40 святых из теплых краев возвращаются птицы, при чем, птицы сорока разных видов.

В старину этот праздник считался началом весны, зима окончательно уходит и наступает настоящая весна.

«Сороками» же данный праздник был назван по той причине, что проходит православный день памяти сорока Севастийских мучеников. Они страдали за свою христианскую веру. Эти мужественные люди вытерпели страшные испытания. Сила их была так велика, что лица всех 40 воинов озарил необыкновенный свет, души их вознеслись и остались жить в 40 птицах.

Исторически принято чтить память 40 Севастийских мучеников – 40 воинов римского XII легиона, погибших возле города Севастия (ныне турецкий город Сивас) из-за отказа отречься от христианской веры.

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

Одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай  приказал отвести воинов в темницу.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Лисий велел побить мучеников камнями, но камни летели мимо цели. 

На следующий день суд и допрос повторились, войны же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. В это время сторожившие мучеников спали, не спал только один темничный сторож Аглай. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев. Удивившись, что их не сорок, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых. Немедленно разбудил он спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!» Утром пришли мучители и увидев, что воины живы и не пострадали от холода, приписали все это волшебству. Они удивились, что среди них оказался темничный страж, и впали в ярость. Воинов приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию – перебить им голени молотами.

Тела мучеников повезли на сожжение, а обуглившиеся кости бросили в воду. Через три дня мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками собрал останки славных мучеников и похоронил их.

В деревне Костыки есть самая древняя культовая постройка  Вилейского района и единственная в Беларуси церковь, освященная во имя Сорока мучеников Севастийских. Церковь построена в 1756 году на средства хозяина имения Михаила Адама Слизня.

Храм является памятником народного зодчества. Здание решено длинным прямоугольным срубом, к которому присоединена 5-гранная апсида и прямоугольный притвор. Над фронтоном надстроена 2-ярусная 4-гранная шатровая колокольня с маковкой в завершении. Срубы молитвенного зала и апсиды накрыты общей крышей. Горизонтально обшитые боковые фасады расчленены арочными оконными проемами в простых плинтусах. При входе в зал выступают хоры с боковой лестницей.

До 1839 г. церковь была униатской. В Вилейском краеведческом музее хранятся церковные документы с середины 19 века и до начала 1960-х годов.

В 1962 году храм в Костыках был закрыт, но не осквернён. Церковь не передали под сельский клуб, не устроили здесь и склад. Летом 1989 года, почти после 30-летнего забвения, церковь вновь распахнула двери своим прихожанам. Это был один из первых в Беларуси, открытый и вновь освящённый храм, после долгого разрушительного гонения на религию. За время своего существования церковь много раз ремонтировалась. Последний капитальный ремонт произошел в 2015 году. Была заменена внешняя облицовка, крыша, заменены окна и двери.

Церковь Святых Сорока Мучеников Севастийских в деревне Костыки является памятником деревянного народного зодчества с элементами классицизма. Церковь включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Приход находится на пастырском окормлении иерея Валентина Пешко, настоятеля храма Святого Духа в д. Речки.

12.04.2022