Церковь Воздвижения Святого Креста —  католический храм в городе Вилейка. 

Памятник  архитектуры, построен  в 1906-1913 годах, архитектура храма сочетает черты неороманского  и  неоготического стилей. Внутреннее пространство разделено двумя мощными пилонами и переброшенными через них арками на три нефа под крестовым сводчатым перекрытием. Интерьеры украшены арабесковой орнаментальной росписью, оконные проемы выполнены сюжетным витражным остеклением. В апсиде и торцах боковых нефов деревянные алтари в стиле неоренесанса.

В XIX веке католики Вилейки были в меньшинстве: по численности среди жителей исторически преобладали иудеи и православные. И поэтому прихожане очень страдали от того, что они не имеют своего храма. Первая попытка построить католический храм была предпринята еще в начале ХIХ века. Так, было выбрано красивое и живописное место – самая высокая точка в городе, или бывшая Солдатская слобода. Но идея осталась невоплощённой в жизнь. Дело в том, что это время припадает на восстание 1830-1831 гг., где вилейчане проявили себя активно. Оно и разрушило все планы католиков. В Вилейке действовали повстанческие отряды и работал повстанческий комитет. Восстание было подавлено царскими войсками, а на повстанцев обрушились репрессии со стороны царской власти. Из-за чего строительство костела было отложено.

В 1846-м император Николай I утвердил «Нормальный проект тюремного замка в уездных городах на 100 арестантов» о строительстве тюремных замков в уездных городах Виленской губернии. Из числа таких уездных городов были выбраны Дисна и Вилейка. И на месте, выбранном для строительства костела, построили небольшой острог. Чтобы помолиться в храме, вилейские католики ездили за несколько верст в деревни вокруг Вилейки.

В 1861 году был создан приход, который насчитывал 460 человек. Его возглавлял ксендз Северин Микутович. По инициативе прихожан в 1862 году предпринимается вторая попытка строительства костела. На этот раз место было выбрано в центре города. Строительные работы были начаты, даже были возведены стены. Но опять случается восстание 1863-1864 годов, в котором вилейчане снова принимают активное участие. И вновь после подавления восстания начинаются многочисленные аресты и репрессии. Из-за чего строительство костела снова откладывается. И как раз в это время А. Редкин из Орловской губернии жертвует большую сумму на строительство в одном из уездных городов Виленской губернии православного храма в честь царских воинов, которые пали жертвами «на поле брани настоящего польского метежа» (цитата из архивного документа). И хотя рядом был православный храм, он не вмещал всех прихожан, поэтому из недостроенного здания костела  очень быстро вырастает церковь. В 1874 году ее освящают во имя Георгия Победоносца. Алтарь в церкви так и остался непеределанным – таким, как в католическом храме.

Таким образом, католики города вновь остались без храма. Почти 50 лет Департамент духовных дел отказывал верующим в праве на строительство костела. Но в 1905 году Николай II издает манифест о свободе вероисповедания. И у католиков города появляется надежда на строительство католического храма.

Костел 1913 год

За эту работу взялся дворянин Александр Любанский. Он был богатый и ярый католик (в состав его имения входила деревня Любань и все прилежащие деревни, а также земля, на которой стоит костел, и некоторые участки земли в Вилейке). И вот он выступает с такой инициативой, но встречает некоторые трудности: на тот момент в городе не было ни одного промышленного предприятия. В итоге, чтобы получить разрешение на возведение костела в Вилейке, прежде он должен был построить какое-либо промышленное предприятие. Поэтому в 1905 году был создан проект строительства лесопильного завода. Уже в 1906 году новый завод заработал. Вилейчанам этот лесопильный завод известен как Вилейский завод строительных деталей (торговая марка ViLARIO). Выполнив условие, Александр Любанский продолжает действия по строительству костела. Был создан специальный комитет, куда входили все богатые помещики города. Они и пригласили архитектора Августа Клейна. 9 сентября 1913 года костел был освящен. 

Повреждения костела 1915 г.

Но в годы Первой мировой войны вилейский  костел ожидали очередные испытания. В сентябре 1915 года костел был обстрелян. До сих пор в стенах костела есть следы пуль.

С 1915-го по 1921 год костел был закрыт.

В 1922-1928 годах была проведена реставрация.

1930-1940 годы

Костёл действовал с 1931 по 1939 годы, когда Вилейка находилась в составе Польши. В годы Второй мировой войны здание вновь стоит закрытым.

С 1946 года костел функционировал как склад: там постоянно хранили продукты, товары. Но сильно костел не был поврежден.

 

Склад  в костеле 1950-е годы

Спустя некоторое время храм из склада превращается в концертный зал. К концу 1970-х годов (из документов Зонального государственного архива в Молодечно) в Вилейке не было ни музея, ни концертного зала. 

 

      

Вид на площадь 1960-е годы 

Благодаря семье художников Цитовичей в 1979-1988 гг. начинают вестись реставрационные работы в костеле, где, по оценке специалистов, в очень хорошем состоянии находился аутентичный мозаический пол.   

Реставрация была проведена удачно. Многое было сохранено от первоначального вида костела, в частности, росписи и фрески на стенах.

 

Реставрация 1980-е годы

 

В 1987 году объект «Крестовоздвиженский костёл» был взят под охрану Государства как памятник архитектуры и включен в «Сборник памятников и культуры Беларуси. Минская область».

Открытие Дома художеств

16 октября 1988 года состоялось торжественное открытие концертно-выставочного зала имени Никодима Силивановича с театрализованным представлением. Это было большое событие для Вилейки. В здании костела проходили выставки и концерты классической музыки. Прихожане костела свидетельствуют, что около полутора лет в комнатах на втором этаже здания рядом с хорами регистрировали новорожденных и браки. Так костел некоторое время выполнял функцию ЗАГСа в городе.

Стараниями прихожан и ксендза Эдмунда Довгиловича-Новицкого в 1990 году костел был передан католикам. Уже 4 марта 1990 года в костеле совершается первая Святая месса, а в июне – реконсекрация (повторное освящение) костела.

На реконсекрацию храма приехал Тадеуш Кондрусевич, который два месяца как был назначен епископом – первым в современной истории Беларуси после завершения коммунистического времени. В храме был заново установлен алтарь, который нужно было также освятить. Также прибыло много верующих со всей округи, в том числе из Молодечно и Минска, так как это было большое событие в то время, когда к храмам добирались за многие километры.

В это же время началась реставрация храма – алтарную часть украсил красивый алтарь в стиле неоготики, установлены витражи на окнах. Руками художника Э.Матюшонка была восстановлена фреска «Несение креста» на южном фасаде костела. Говорят, в советские времена фреску пытались несколько раз закрасить, но она все равно проявлялась, после чего было решено забить изображение жестью.

Фреска «Несение креста»

В 1991 году произошло возвращение иконы Божьей Матери Милосердия (Остробрамской) из Костеневичского костела. Ксендз Станислав Жук, оапасаясь уничтожения иконы, советские времена тайно вывез её в костел в д.Костеневичи, который оставался действующим.

Икона Божьей Матери Милосердия (Остробрамской)

Икону вернули в Вилейский костел и разместили в центральном алтаре. Из Латвии были привезены 3 статуи по 2 метра высотой каждая: Божьей Матери, св. Франциска и св. Антония, которые были размещены в боковых алтарях.

В 1993 году был приобретен электронный вариант органа, в храме редкая акустика – 4 секунды вибрато. После реставрации костелу вернули ёмкость для омовения рук, которая находилась в Вилейском краеведческом музее.

В 2002 году памятник включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В 2005 году над шатром колокольни  установлен крест, а в 2006 установлены электронные колокола на башне костела.

13 сентября 2020 года отмечали юбилей возвращения и реконсекрации костела.

За время действия прихода сменилось несколько священников: на смену Эдмунду Довгиловичу-Новицкому пришел Юрий Кособуцкий, после чего в костеле служил Олег Мурзич, а сейчас о духовном и материальном состоянии костела заботится настоятель ксендз Александр Барило.

Плебания

Вилейский костел считается одним из красивейших на территории Минской области. Отличительной особенностью является наличие одной башни, что делает архитектуру здания ассиметричной и отличает его от других, построенных в том же стиле.

Католическая святыня располагается на Центральной площади и является настоящим украшением города.

 

 

 

 

24.02.2022