Впервые упоминание о чудодейственной иконе, находящейся в д. Пахомово, на правом песчаном берегу Вилии, прочитал в «Материалах по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии»: «Церковь же в Пахомове основана в 1760 г. в честь Животворящего Креста Господня: здесь в алтаре находится весьма чтимая народом икона Спасителя». Затем встречал статьи в «Шлях перамогі» и других региональных изданиях и интернет-источниках. По одним данным ее нашли на дереве, по другим - приплыла по реке…

Как свидетельствует предание, когда в деревне была переправа, икона уже лечила людей. До войны сюда совершали поломничество из многих городов Беларуси и даже из Вильнюса. В Национальном архиве Республики Беларусь (НАРБ) есть упоминание о чудотворной иконе, к которой в 50–60-е гг. стекалось большое количество верующих со всей округи. В 1958 г. в справке о нахождении так называемых «святых мест» и источников, составленной уполномоченным СРПЦ по БССР Г. Семеновым, упомянута и икона из д. Пахомово. Г. Семенов пишет: «На кладбище около деревни Пахомово Вилейского района (Вязынский церковный приход) имеется небольшая старинная церковь, в которой хранится весьма чтимая икона древнего письма». Схожие данные содержатся и в отчетно-информационном докладе о работе уполномоченного СРПЦ Г. Ковалева за 1960 год, где сказано, что в Беларуси осталось всего несколько так называемых «святых мест», одно из которых как раз в д. Пахомово: «Здесь ежегодно 27 сентября собиралось большое количество, 3 и более тысячи, паломников. Разжигая религиозный фанатизм у верующих, церковники до 1960 г. использовали эти «святые» места, как источник личного обогащения. В 1960 г. Раковскую и Пахомовскую церкви закрыли, а «святые» места полностью ликвидировали и, таким образом, прекратили паломничество к ним».

После 1975 г. д. Пахомово перестала существовать. Ее вместе с церковью снесли при строительстве Вилейского водохранилища, а жителей расселили. «Повезло» лишь кладбищу: при переселении деревни была приглашена единственная в СССР бригада по переносу захоронений. Все останки были выкопаны и перезахоронены в других деревнях. Правда, волны и сейчас выбрасывают на берег побелевшие кости. После закрытия церкви икону переправили в Судники, церковь в которой вскоре тоже разорили, тогда икона попала в Вязынь, а когда закрыли церковь и там, перевезли в Латыголь.

По альтернативным версиям икону продал за границу некий делец, после чего все его дети умерли. И вообще, это не икона Спасителя, а икона Божией Матери, которую привез из Америки Александр из Бояр. А та икона сгорела при пожаре. Вот зафиксированный рассказ жительницы деревни Рабунь, что неподалеку: «Была ў Пахомаве iкона, я чула, што яна згарэла, но я не разу яе не вiдзела. Пярун стукнуў, казалi, у каплiчку, казалi. Была сiльная граза, стукнула молнiя, i каплiчка тая згарэла, i iкона».  Да, в Пахомово была каплица на кладбище, это видно по картам, но икона «Бичевание Христа», как следует из «Материалов по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии», находилась в церкви. Как говорится, «одна бабка сказала». Здесь начинает работать закон искажения информации. Степень искажения смысла прямо пропорциональна числу каналов и звеньев передачи, через которые проходит информация — чем больше людей получает доступ к той или иной информации и передает ее другим людям, тем сильнее отличается итоговый вариант информации от ее первоначального смысла. К счастью, в фондах Вилейского краеведческого музея сохраняется фотоопись икон из Латыгольской церкви, составленная в 1983 г. Национальным художественным музеем БССР. Она подтверждает, что тогда икона «Бичевание Христа» размещалась именно там. Вместе со слайдом размещено следующее примечание: «Инв. № НД-3069, ВКМ (Вилейский краеведческий музей).

Икона «Се человек», 18 век, холст, масло, 190 х 95». Как считает научный сотрудник Вилейского краеведческого музея Ольга Колосова, нужно опираться на первоисточник 1896 г. и фотоопись, находящую в музее. В 1991 г. Вязынскую церковь снова открыли и икону Спасителя вернули. В Вязынской церкви эту икону также считают той, что была в затопленной деревне. Отец Михаил Чурило полагал, что образу не менее 200 лет. Как предположил искусствовед П. Жевнерович, икона относится к белорусской иконописной школе периода униатства. По высоте она почти равна человеческому росту, к ней прикреплены металлические и бумажные воты с изображением исцеленных частей тела. К сожалению, данные о том, кто именно, когда и где ее нашел, утрачены.

К сожалению, с отцом Михаилом мне встретиться не довелось: в церковь я попал на поминовение усопшего в 40-й день по кончине.

Отец Сергий, который сейчас служит в Вязынской церкви, рассказал, что чувствовал поток энергии, исходящий от иконы «Бичевание Христа». Певчая, случайно услышав наш разговор, сказала, что сама родом из Рыбчино (находилась в нескольких километрах от Пахомово и была затоплена в ходе строительства водохранилища), а в селе всегда знали, что икона Христа чудотворная.

Минчанка Наталья Полякова, молившаяся в церкви, вспомнила, что дома у них стоял образ святого Гавриила. А попал он к ним во время закрытия Вязынского храма, когда иконы и церковную утварь погрузили в грузовик, который люди позже переняли на мосту и разобрали все по домам. Родители Натальи говорили, что была еще и чудотворная икона, избавляющая от всех болезней.

А мои знакомые Лена и Валера из соседней деревни Ермоличи рассказали, что икона «Бичевание Христа» помогает от болезней сердца и глаз.

Почему же верующие знали о силе образа, а их даже ближайшие соседи – нет? Как будто берегли тайну, опасаясь, что икона исчезнет? На этот вопрос ответил уважаемый в местности Валера. Вера – это как воздух: все дышат, но никто не рассказывает другим, что дышать нужно.

Помолившись возле иконы в субботу, два дня читал и не пользовался очками. Чудо? Внушение? Свежий воздух на берегу Вилейского моря? Пусть каждый решает сам. Вера либо есть, либо ее нет!

Директор Вилейского музея Игорь Китиков

 

15.03.2022